Статьи

Цифровая революция: как low-code меняет правила игры в Retail

Коллеги, рады сообщить Вам!
По данным аналитической компании ZipDo, автоматизация бизнес-процессов, от закупок и логистики до маркетинга и программ лояльности, является главным мировым трендом на рынке ритейла: 77% представителей розничной торговли считают, что цифровая трансформация важна для их выживания. Почти половина продавцов (46%) заявляют, что улучшение качества обслуживания клиентов является их основной бизнес-задачей на ближайший год. В свою очередь, три четверти потребителей отмечают, что им важен персонализированный подход и они с большей вероятностью совершат покупку у ритейлера, который узнаёт их по имени или рекомендует товары на основе персональных предпочтений.
Традиционно ритейл, в том числе российский, считается одной из самых цифровизованных отраслей экономики. Исследование показывает, что в 2023 году более половины (55%) отечественных ритейлеров увеличили бюджеты на ИТ, а более 80% заинтересованы во внедрении аналитических систем, машинного обучения и искусственного интеллекта.

"Почти половина продавцов (46%) заявляют, что улучшение качества обслуживания клиентов является их основной бизнес-задачей на ближайший год."

Что такое low-code? Несмотря на распространенное мнение, low-code — это не просто упрощенный способ разработки, а гибкий подход к настройке и доработке решений под нужды компании, не требующий глубоких знаний и навыков программирования. Технологии low-code помогают ритейлерам улучшать качество обслуживания клиентов, оптимизировать операции и оставаться конкурентоспособными, снижая зависимость от сложного кодирования и экономя на дорогостоящих специалистах: на сегодняшний день middle-программист стоит дороже, чем senior-аналитик.
Наш опыт показывает, что CRM-системы на базе low-code технологий являются оптимальным решением для оркестрации сложных бизнес-процессов в ритейле. Как правило, такие платформы содержат готовые решения для управления клиентской базой, заказами и программами лояльности, а также набор средств для омниканальных коммуникаций с потребителями. Благодаря сквозной аналитике руководство компании может принимать обоснованные управленческие решения, определять области для улучшения, а также оценивать эффективность маркетинговых кампаний, акций, качество клиентского сервиса и работу сотрудников. В результате, применение low-code технологий способствует увеличению продаж.
Low-code инструменты подходят для розницы любого уровня, как для крупных сетей, так и для SMB-сегмента (малый и средний бизнес). При этом, нет необходимости внедрять все доступные на платформе продукты сразу; можно выбрать их комбинацию в зависимости от стратегических целей компании.
Преимущество low-code заключается в простоте кастомизации. Для SMB зачастую достаточно коробочных решений, которые требуют минимальной настройки (до 20%) с применением программирования. Это особенно важно в условиях кадрового кризиса, поскольку позволяет быстро внедрять необходимые функции и адаптироваться к изменениям спроса без привлечения команды разработчиков.
Напротив, в крупном ритейле требуется гораздо больше гибкости и кастомизируемости low-code решений, поскольку в ИТ-контуре компании может быть задействовано множество независимых ИТ-продуктов.
Одно из важнейших преимуществ low-code перед традиционной разработкой — кратное сокращение времени и усилий (time-to-market) на интеграцию нового решения, что порой критически важно для высококонкурентного рынка розничной торговли.
Например, крупный производитель продуктов питания «Черноголовка» запустил новый бизнес-процесс — доставку 19-литровых бутылок с водой в день заказа, — за два дня благодаря автоматизации контакт-центра на базе low-code. Новый модуль был спроектирован, реализован и протестирован с нуля усилиями всего лишь двух аналитиков.